Пожалуйста, введите сюда ваш телефон и мы свяжемся с вами с 09:00 до 20:00 по будням:

Телефон

Заказать звонок
Оставить заявку
Открыть чат

Образование в АВСТРИИ

Австрия дала миру немало выдающихся ученых. Достаточно назвать отца психоанализа Зигмунда Фрейда, основоположника иммунологии Карла Ландштейнера, открывшего в 1900 году группы крови и в 1940 - резус-фактор, физика-теоретика Эрвина Шрёдингера. Не в последнюю очередь своими успехами они обязаны высокому уровню австрийской системы образования.


Австрия - это маленькая уютная страна в центре Европы, знаменитая своими музыкальными традициями, горнолыжными курортами (Целль-ам-Зее, Инсбрук и др.) и роскошными сладостями вроде всемирно известных конфет "Моцарткугельн". Побывавшие в Вене не устают восхищаться Домом архитектора Хундертвассера (Hundertwasserhaus) и маленькими кафе с массой соблазнов на витринах.

Школы и профобразование
Австрийцы идут в школу в шесть лет и учатся 9 лет. Сначала четыре года они занимаются в начальной школе (Volksschule). По окончании дети выбирают один из двух типов школ: основную (Hauptschule), где учатся еще пять лет, или среднюю общеобразовательную, в которой нужно учиться восемь лет. Можно также поступить в более престижную гимназию (Allgemeinbildende Hoehere Schule, AHS/Gymnasium), но это нелегко - в стране насчитывается всего около 320 гимназий, где обучается 360 тыс. учеников.

Обучение в Hauptschule ориентировано на дальнейшее профессиональное образование, хотя способным учащимся предоставляется возможность перейти в гимназию. Математика, немецкий и иностранный языки изучаются по программам трех уровней сложности. Лишь изучение этих дисциплин на высшем уровне дает право продолжить образование в гимназии.

Гимназия (классическая и реальная) - более престижный тип школы, окончание которой дает право поступать в университет. При сходстве учебных планов обучение в гимназии более фундаментально, большое количество часов отводится на изучение современных иностранных и классических языков. Высокий уровень знаний обеспечивают преподаватели - выпускники университетов. Обучение в полных средних общеобразовательных школах завершается экзаменом на аттестат зрелости.

В качестве альтернативы государственным школам выступают частные, так называемые "свободные" школы. Достаточно широко представлены вальдорфские школы, в основе педагогической концепции которых учение Рудольфа Штайнера о воспитании свободной личности, развитии творческих начал и "пробуждении" скрытых природных задатков. Большая роль в программах этих школ отводится эстетическому воспитанию детей.

Система профессионального образования предполагает 1-4 года обучения в зависимости от типа школ и избранной профессии. Особую группу в системе профессионально-технических учебных заведений Австрии составляют обязательные профессиональные школы, где без отрыва от производства обучаются подростки, поступившие учениками на предприятия.

 

ВЫСШАЯ ШКОЛА

Система высшего образования Австрии делится на три сектора: университеты (Universitaeten) и университеты искусств (Universitaeten der Kuenste); колледжи (Akademien des nicht-universitaeren Bereich), в которых учат преподавателей и социальных работников; высшие школы (Fachhochschule). Начнем мы с самого престижного и интересного - с университетов.

Все университеты в Австрии государственные. Они находятся в ведении федерального Министерства науки и транспорта. Преподаватели и сотрудники университетов являются государственными служащими. Все основные университеты финансируются из федерального бюджета (исключение составляет университет в Кремсе, финансируемый государством лишь частично). Соответственно, обучение для австрийских граждан является бесплатным.

Согласно исследованию немецкого журнала "Шпигель", австрийские вузы занимают устойчивое положение в середине списка европейских университетов. По итогам опроса, проведенного журналом, в рейтинг лучших университетов континента попали четыре факультета трёх австрийских университетов - в Вене, Зальцбурге и Граце. В Зальцбурге лучше изучать право, в Вене - экономику, в Граце - технические науки.

В вузах Австрии обучаются около 210 тыс. студентов, занятия для которых ведут 18.000 преподавателей. Почти половина всех студентов (96 тыс. чел.) учится в университете Вены. Венские технологический университет и университет экономики - это еще по 22 тыс. студентов. Большим числом студентов могут также похвастаться Университет им. Карла-Франца в Граце (Karl-Franzens-Universitaet Graz, 32,5 тыс. студентов) и Университет Зальцбурга (Universitaet Salzburg, 14,6 тыс. студентов). Остальные вузы гораздо меньше.

12% от общего числа студентов составляют иностранцы. Австрия особенно привлекательна для выходцев из Германии (они составляют четверть всех иностранных студентов) и итальянского Южного Тироля (пятая часть). Наиболее высока доля иностранных студентов в Университете Инсбрука (24,6%).

Вена является поистине студенческим городом - здесь сосредоточено более половины австрийских и иностранных студентов. Только в одном Венском университете, крупнейшем в стране, обучается около 80 тыс. студентов. Мало кто знает, но этот университет является старейшим из ныне существующих в странах немецкоязычного региона. Он был основан герцогом Рудольфом IV аж в 1365 году. Впечатляют и даты основания университетов в городах Грац (год основания - 1585), Зальцбург (1622), Инсбрук (1669).

В XIX в. появились многие австрийские специализированные вузы. Это технические университеты в Вене и Граце, горный университет в Леобене, университет культуры землепользования, ветеринарный и экономический университеты в Вене. К этой же группе вузов относятся основанные в 60-70-х годах университет в Линце и педагогический университет в Клагенфурте.

В систему образования Австрии входят также шесть художественных вузов и занимающий особое место Дунайский университет последипломного образования в Кремсе. В нем повышают квалификацию специалисты в области европейского права, международных отношений в Европе, mass media, экономики, управления, экологии и медицины. Открытый лишь в 1994 году, этот университет проводит серьезные прикладные научные исследования.

Что касается двух других секторов, то они менее интересны для иностранных студентов. Академии представляют собой профессиональные учебные заведения с трехлетним сроком обучения: педагогические академии (Paedagogische Akademien), готовящие учителей начальных школ, академии по подготовке социальных работников, медико-технические академии, выпускающие медицинские кадры среднего звена и технических ассистентов. Fachhochschulen - это самый молодой сектор австрийской высшей школы, сформировавшийся лишь в начале 90-х. Он ориентирован на 8-семестровые программы профессионального обучения. В их рамках выпускникам школ даются преимущественно практические знания, что позволяет тем быстро устроиться на работу.

 

УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Принятие нового "Закона об обучении в университетах" в 1997 году повлекло за собой пересмотр направлений подготовки и сокращение фактических сроков обучения. Разработка учебных планов теперь является прерогативой учебных комиссий университетов. На федеральном уровне регламентированы лишь общие подходы к формированию учебных планов, порядок приема в университеты, формы обучения, рамочные требования к проведению экзаменов и подготовке научных работ, порядок присуждения академических степеней.

Особенностью обучения в университетах Австрии является и широкий профиль подготовки. Университет, как правило, дает общие теоретические знания. Практические навыки и способности в большей степени вырабатываются в процессе трудовой деятельности.

В учебном плане регламентируется объем учебного времени на обязательные дисциплины и дисциплины по выбору. Студент, основываясь на предложенном плане, самостоятельно формирует свою программу. Большую помощь на первых порах оказывает учебная консультационная служба. Очень важен и контакт с однокурсниками и студентами старших курсов.

Обучение в университете начинается с вводного этапа (Einfuerungstutorien), цель которого - помочь студентам-первокурсникам освоиться в вузе. В этом им помогают тьюторы из числа старшекурсников. Принцип "свободы обучения" требует от студентов хорошей ориентации в предлагаемом факультетом учебном материале, самостоятельности и организованности. Предусмотрено не только право выбора учебных дисциплин, тем курсовых и дипломных работ, но и право сдачи экзамена в срок, устанавливаемый самим сдающим. Если дисциплину ведут несколько преподавателей, студенту предоставляется возможность выбора экзаменатора.

Учебный год делится на два семестра. Начало зимнего семестра - 1 октября, летнего - 1 марта.

Продолжительность обучения, предусмотренная учебными планами, составляет 8-12 семестров. Однако в отведенные сроки укладываются лишь 4% студентов. Реальная продолжительность обучения превышает установленные сроки в полтора раза. Процент отсева студентов высок: на некоторых факультетах успешно оканчивает университет лишь половина поступивших.

Основу учебного процесса составляют семинары и практические занятия. На лекции приходится около 25% учебного времени.

Обучение в университете подразделяется на два этапа (на медицинских факультетах - три этапа обучения) - базовый этап и этап специализации. Каждый этап завершается экзаменами - преддипломными в конце базового этапа и дипломными - по окончании обучения.

На первом этапе даются фундаментальные научные знания, осуществляется обзор научных областей, относящихся к выбранному научному направлению (Studienzweige), а также смежных научных дисциплин. Второй этап посвящен углублению в научно-теоретическую область и специализации знаний. Изучаются также философские, исторические и социологические аспекты, связанные с конкретной научной областью. На втором этапе увеличивается объем учебного времени, отводимого на семинарские занятия и самостоятельную научную работу, проводятся специализированные исследовательские семинары.

Знания студентов оцениваются по пятибалльной шкале: "очень хорошо" (sehr gut), "хорошо" (gut), "удовлетворительно" (befriedigend), "достаточно" (genuegend), "недостаточно" (ungenuegend). Экзамен считается сданным, если получена оценка "достаточно". При выведении среднего балла за дипломные экзамены ставится "отлично", если более чем половина экзаменов сданы на "очень хорошо" и нет оценок ниже "хорошо". Допускается пересдача экзаменов до трех раз, но для пересдачи требуется разрешение академических органов.

На последнем курсе студенты пишут дипломную работу. Это может быть как теоретическое исследование, так и экспериментальный проект - вплоть до выполнения конструкторских работ.

По окончании обучения выпускникам присваивается первая академическая степень: дипломированного инженера (Dipl.-Ing.) или магистра (Magister, сокращенно Mag.) по философии, праву, социальным наукам, архитектуре и некоторым другим направлениям.

Наряду с привычными для нас лекциями и семинарами в Австрии приняты и особые формы занятий. Например, "просеминары" (Proseminar), на которых даются базовые знания, изучается специальная терминология, студентам оказывается помощь в знакомстве со специальной литературой и пр. Или беседы (Konversatorien) - дискуссии и выяснение у преподавателя непонятных моментов. Важно упомянуть также совместную работу над проектами. Под проектом понимается реальная проблема, решение которой требует междисциплинарного подхода. При работе над проектом студенты на практике применяют знания из различных областей.

 

АСПИРАНТУРА, СТАЖИРОВКИ

Для получения академической степени доктора (Doktorat или Dr.) необходимо еще 2-4 семестра учиться в аспирантуре и подготовить научную работу (диссертацию). После ее защиты соискатели сдают экзамены (Rigorosum) по проблемам, разрабатываемым в диссертации.

В Австрии довольно распространены стажировки для студентов и выпускников на предприятиях. Ежегодно примерно 45 тыс. компаний страны принимают около 130 тыс. стажеров.

 

 

КАК ПОСТУПИТЬ В АВСТРИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

В университеты принимаются без экзаменов выпускники австрийских гимназий, имеющие аттестат зрелости (Matura). Прием осуществляется дважды в году - на зимний и летний семестры. Вступительные экзамены проводятся лишь в творческих вузах.

Абитуриенты должны представить аттестат зрелости (оригинал и перевод на немецкий) и успешно сдать экзамен по немецкому языку (Universitaets-Sprachpruefung). Вопрос о приеме иностранных студентов решается ректором университета. Им же выделяются и квоты для иностранцев по отдельным направлениям подготовки. Заявления от иностранцев принимаются университетами до 1 сентября (на зимний семестр) и до 1 февраля (на летний семестр).

Поскольку продолжительность обучения в российской средней школе на год меньше, чем в австрийской, обязательным требованием к абитуриентам из России является окончание подготовительных курсов. Они организуются в Вене, Граце и Леобене. В течение двух семестров иностранные абитуриенты готовятся к сдаче экзамена по немецкому языку и по профилирующим дисциплинам. Начало занятий на подготовительных курсах - 1 октября.

Экзамен по немецкому языку включает письменные и устные задания, с помощью которых проверяется понимание предложенных текстов и умение свободно общаться.

 

СТОИМОСТЬ

Обучение в университете для иностранцев платное. Стоимость его составляет 700-1200 евро в семестр. К этой сумме надо прибавить еще расходы на проживание. Для иностранных студентов они оцениваются в евро 600-670 в месяц. Чтобы решить финансовую проблему, три четверти студентов во время учебы подрабатывают. Стипендии для иностранцев на полный срок обучения не предусмотрены. Австрийское правительство выделяет иностранным студентам стипендии, но главным образом для стажировки в течение года, а также посещения летних курсов немецкого языка.